Задержки речевого развития

Задержка речевого развития — самый распространенный вид задержки развития. Один из пяти детей научится говорить или использовать слова позднее своих сверстников. У некоторых детей также будут наблюдаться поведенческие проблемы, поскольку они расстраиваются из-за неспособности сказать, что им нужно.
Дети в возрасте 1-2 лет

Информация для родителей

Простые задержки речевого развития иногда являются временными. Они могут исчезнуть сами по себе или благодаря небольшой помощи со стороны членов семьи. Важно побуждать ребенка «разговаривать» с вами с помощью жестов или звуков, а также проводить много времени, играя с ребенком, читая ему или разговаривая с ним. В некоторых случаях ребенку, чтобы научиться общаться, понадобится более серьезная помощь специалиста–логопеда.

Иногда задержка речевого развития может свидетельствовать о более серьезной проблеме, включая потерю слуха, задержку развития в других сферах или даже расстройство аутического спектра (РАС). Задержка речевого развития в раннем возрасте также может быть признаком проблем с обучением, которые могут быть выявлены, лишь когда ребенок пойдет в школу. Если вас беспокоит речевое развитие вашего ребенка, необходимо обсудить это со специалистом.

Если вам кажется, что развитие вашего ребенка задерживается, или вы наблюдаете в его поведении какую-либо из нижеперечисленных особенностей, сообщите об этом педиатру. Иногда задержка речевого развития сопровождается этими особенностями. Кроме того, сообщите педиатру, если ребенок перестает говорить или делать что-то, что он раньше умел делать.

  • Не любит обниматься, как другие дети.
  • Не отвечает улыбкой на вашу радостную улыбку.
  • По-видимому, не замечает вас, когда вы находитесь в комнате.
  • По-видимому, не замечает определенные звуки (например слышит, по вашему мнению, как сигналит машина или мяукает кошка, но не слышит, когда вы зовете его по имени).
  • Ведет себя так, как будто живет в своем собственном мире.
  • Предпочитает играть один; кажется, что он не замечает других людей.
  • Не проявляет интереса к игрушкам или не играет с ними, но любит играть с предметами домашнего обихода.
  • Проявляет повышенный интерес к предметам, которыми обычно не интересуются маленькие дети (например предпочитает ходить везде с фонариком или шариковой ручкой, а не с мягкой игрушкой или любимым одеялом).
  • Умеет произносить буквы, цифры или слова из телевизионной рекламы, но не умеет пользоваться словами, чтобы попросить тот или иной предмет.
  • Кажется, что ребенок ничего не боится.
  • Кажется, что он не чувствует боли в типичном понимании.
  • Использует слова или выражения, которые звучат странно в конкретной ситуации, или повторяет фразы, услышанные по телевизору.

Чем врач может помочь вашему ребенку

Иногда для оказания помощи вашему ребенку врачу может понадобится больше информации. Врач может:

  • пообщаться с ребенком, используя различные способы взаимодействия, чтобы узнать больше о его развитии;
  • направить ребенка на проверку остроты слуха и на тестирование к логопеду. Логопед оценит уровень развития речи у вашего ребенка (экспрессивная речь) и его способность понимать речь и жесты (рецептивная речь);

Чего следует ожидать после похода к врачу

  • Если врач говорит, что вам не стоит беспокоиться (что ваш ребенок «догонит» сверстников со временем), но вы все равно переживаете, можно получить мнение еще одного специалиста. Вы можете попросить педиатра направить ребенка к специалисту по развитию или логопеду.
  • Если задержка связана только с тем, что говорит ваш ребенок (то есть проблема в экспрессивной речи), вам могут порекомендовать самостоятельно помочь ребенку дома. В этом случае также могут быть рекомендованы занятия с логопедом-дефектологом.
  • Если задержка наблюдается и в том, что понимает ваш ребенок (рецептивная речь), и в том, что он говорит, а проверка слуха отклонений не выявила, ваш ребенок нуждается в дополнительной оценке. Такая оценка позволит определить, чем вызвана задержка: коммуникативным расстройством, генерализованной задержкой психомоторного развития, РАС или иной проблемой, связанной с развитием.
Картотека рекомендаций

Подпишитесь на рассылку