2,5 года

В программе с Февраля 2017

Нас очень привлекло то, что с ребенком будут заниматься дома и никуда не нужно ездить, поэтому мы сразу согласились принять участие.
1 Старт программы
2 Трудовые будни
3 Новый вертикализатор

Старт программы

  • гидроцефалия
  • ДЦП
  • спастическая диплегия
  • самостоятельно переворачивается
Макар родился под Новый год – 29 декабря 2014 года. Сейчас ему 2 года и 5 месяцев. Живет Макар с мамой, папой, бабушкой и кошкой. Основное время с Макаром проводит мама, но бабушка очень помогает, и без ее помощи было бы тяжело. У папы «золотые руки», и он для Макара может сделать все что угодно.

С кошкой отношения у Макара сложные, он недавно научился ее гладить, но она не всегда способна это оценить, может укусить. Макар тоже умеет кусаться, но щадит ее. В общем у Макара замечательная семья, которая его очень любит и радуется даже самым маленьким его успехам. А еще Макар обожает целоваться с мамой и папой, и ради этого может самостоятельно перевернуться на бок то к одному родителю, то к другому.

Макар родился на 27-й неделе в тяжелом состоянии, основной диагноз – гидроцефалия, сопутствующий ДЦП, спастическая диплегия.

«Макар самостоятельно не сидит и не держит долго голову. Любит разглядывать лица людей, а вот игрушки его интересуют меньше. Макар все делает только левой рукой, правая рука в тонусе».

Макар веселый мальчик, плачет очень редко и почти всегда улыбается, не любит носить очки и плохо ест.
Мы два раза проходили реабилитацию в РЦ «Текстильщики», ДТСЗН ГАУ НПЦ МСР имени Л.И. Швецовой, Научно-практическом центре специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф. Войно-Ясенецкого (НПЦ «Солнцево). Также обращались в Марфо-Мариинский центр реабилитации, но там только работают с детьми от 4 лет. О программе «Уверенное начало» мы узнали через соцсети.

«Нас очень привлекло то, что с ребенком будут заниматься дома и никуда не нужно ездить, поэтому мы сразу согласились принять участие».

С помощью программы мы бы хотели помочь Макару научиться интересоваться игрушками, потому что сейчас он сразу же кидает их на пол. Также он не использует обе руки одновременно или не может брать предметы только правой рукой. Макар не сидит и плохо переворачивается. Чаще всего лежит на спине, если положить на живот, то сразу переворачивается обратно на спину.

    В соответствии с этими проблемами для нас были поставлены следующие цели:

  • Макар в течение 1 минуты должен не бросать игрушку или предмет на пол, а должен рассматривать ее или повторять какие-то действия с ней.
  • Макар в течение игры (10-15 мин) 5-6 раз сам должен дотронуться до правой руки, либо помогать правой рукой левой руке, либо одновременно дотрагиваться до предмета двумя руками.
  • В течение игры (10-15 мин) должен 3-4 раза брать или скидывать предмет/игрушку.
  • Макар должен удерживать позу сидя на полу с поддержкой взрослого, опираясь на одну руку, выпрямленную в локте, с согнутыми ногами, направленными в противоположную сторону.
  • Макар должен переворачиваться со спины на бок при помощи взрослого.

Трудовые будни

  • отработка позы сидеть с поддержкой и опорой на одну руку
  • снижение тонуса правой руки
  • новые навыки взаимодействия с предметами
  • развитие интереса к игрушкам
  • отработка переворотов в разные стороны
  • 28/03/17 Занятие было посвящено позиционированию в новом стуле за столом, который папа сделал сам, определена высота подножки, с учетом того, что Макар будет в ботинках, также выявлена необходимость абдуктора. Был показан способ исполнения "восьмерки" из эластичных бинтов. Обучали переворотам, отрабатывали позу сидеть с поддержкой и опорой на одну руку. Используя горку Домана выполняли тренировку опоры на предплечья лежа на животе.
  • 30/03/17 Сидя за столом выполняли упражнения направленные на одновременное участие двух рук, а также на внимание и сосредоточение на выполнении действий. Макар сдвигал цепь в кастрюлю, выполняя повторяющиеся действия, которые отличаются от обычного стереотипа взаимодействия с игрушками (не кидать, а сдвигать), несколько раз тянулся за ней. Демонстрировал положительные эмоции.
    При рисовании пальчиковыми красками, Макар тянулся указательным пальцем в крышечку и пытался обмакнут его в краску, и так каждый раз при открытии новой краски. Левой рукой самостоятельно водил по листу, правой пассивно, но наблюдалось снижение тонуса, пальчики разжимались. Также отрабатывались перевороты.
  • 04/04/17 В ходе занятия Макар проявил новые навыки взаимодействия с предметами, 2 раза скинул скрученный сантиметр правой рукой. После того как сова "летала с руками" тонус снижался и правая рука расслаблялась, при этом левой рукой Макар "находил" пальчики правой руки, так как они были разжаты. Несколько раз Макар тянулся вверх за цепью и всегда скидывал цепь до конца в кастрюлю. Упражнение на полу в позе сидя не привычное для Макара, он заваливается, но некоторое время все-таки получилось сидеть с минимальной поддержкой взрослого за таз.
  • 06/04/17 Занятие длилось 20-25 мин, Макар плохо себя чувствовал. занятие было направлено на развитие интереса к игрушкам, формирование нового стереотипа взаимодействия, а также на одновременное использование 2-х рук. У Макара стало получаться снимать цепь с правой руки, при этом когда он снимает правая рука включается и помогает скинуть цепь.
  • 18/04/17 Занятия за столом продолжались 30 минут - при скдывании цепи в кастрюлю Макар приподнимал правую руку, вокруг которой была намотана цепь, а левой пытался снимать. Пока Макар скидывает цепь только в одну сторону. Снимал прищепки с рукава правой руки. При выполнении упражнений на полу был активным, выполняли переход из положения лежа в положение сидя с приложением силы взрослого на колени. Также Макар с поддержкой сидел около 10 минут с опорой на левую руку. Отрабатывали перевороты в разные стороны.

Новый вертикализатор

  • новый консультант в семье
  • настройка нового вертикализатора
Анна Лучникова, супервизор: "Пока консультанты и супервизоры проекта «Уверенное начало» были в отпуске, в жизни одного из наших подопечных, Макара, произошли изменения. Его консультант Анна скоро станет мамой и уходит в отпуск, поэтому теперь с мальчиком буду заниматься я. Кроме того, у ребенка появился новый вертикализатор.

«Вертикализатор — это устройство, позволяющее принимать вертикальное положение тем пациентам, которые не могут этого сделать самостоятельно, избегая негативного воздействия на ноги и позвоночник. Он фиксирует тело Макара в правильном положении и позволяет ему стоять».

Появления вертикализатора мы очень давно ждали. Но поначалу у мамы подопечного возникли трудности с его использованием. Когда я спросила, стоит ли Макар в вертикализаторе, его мама ответила: «Стояли пару раз, но после того, как я Макара в него поставлю, ребенок через две минуты склоняется в сторону, спина набок, приходится поправлять. Решили подождать вас – может быть, вы что-то поправите».

По высоте прибор был настроен верно: было выставлено минимальное положение по длине. Оно идеально подходит Макару, к тому же есть большой запас на вырост. А вот колени зафиксировать не получалось, они «уползали», из-за этого таз опускался, и весь корпус мальчика наклонялся вбок. Я спросила, есть ли у Макара какие-нибудь приспособления для ног, и мама принесла туторы на ноги и голеностопы. «Правда, они нам великоваты», – добавила она.

Я предложила надеть на Макара все это «обмундирование». Несмотря на то, что туторы для голеностопа действительно оказались велики, они удачно зафиксировали ногу в колене и придали необходимую жесткость и стабильность. Поставили Макара в вертикализатор – и он смог стоять совершенно ровно.

Подпишитесь на рассылку