0-3 месяца

С рождения и до трех месяцев ваш ребенок пройдет огромный путь, как физически, так и эмоционально. Ниже мы расскажем об основных этапах развития вашего ребенка, об особенностях взаимодействия с ним и моментах, на которые стоит обратить внимание. К трем месяцам ребенок превратится из полностью зависимого от взрослых новорожденного в активного и восприимчивого младенца. Он утратит многие из врожденных рефлексов, но при этом научится лучше контролировать свое тело. Он может расстроиться, если прекратилась приятная ему игра, схватить висящую перед ним игрушку, начнет гулить и улыбаться, услышав ваш голос.
1 Развитие на первом месяце жизни
2 Развитие к третьему месяцу жизни
3 Социальное и эмоциональное развитие

Что должен уметь делать ребенок в месячном возрасте?

Поначалу вам может показаться, что ваш ребенок только и делает, что ест, спит, плачет и наполняет подгузники. Но к концу первого месяца жизни он будет значительно активнее реагировать на то, что его окружает. Постепенно движения его тела станут более плавными и намного более скоординированными — особенно во время попыток приблизить руку ко рту. Вы осознаете, что он прислушивается к вашей речи, наблюдает за вами, когда вы берете его на руки, и иногда даже двигается в ответ на какие-либо ваши действия или для привлечения вашего внимания.

Ниже перечисляются некоторые другие навыки, которыми овладевает ребенок в этом возрасте.

Моторика

  • Совершает резкие, подрагивающие движения руками.
  • Подносит руки к глазам и рту.
  • В положении лежа на животе двигает головой из стороны в сторону.
  • Без поддержки голова откидывается назад.
  • Кисти рук крепко сжаты в кулаки.
  • Сильны рефлекторные движения.

Зрение и слух

  • Фокусирует взгляд на расстоянии 20-30 см.
  • Взгляд блуждает, и иногда глаза косят.
  • Предпочитает черно-белые или высококонтрастные изображения.
  • Среди всех изображений предпочитает человеческое лицо.
  • Слуховые навыки полностью сформированы.
  • Узнает некоторые звуки.
  • Может поворачиваться в сторону знакомых звуков и голосов.

Обоняние и осязание

  • Предпочитает сладкие запахи.
  • Избегает горьких и кислых запахов.
  • Узнает запах грудного молока матери.
  • Предпочитает прикосновения мягких предметов.
  • Не любит грубое или резкое обращение.

Наблюдение за развитием ребенка

    Если на второй, третьей или четвертой неделе жизни вашего ребенка вы заметите любые из указанных ниже признаков отставания в развитии, сообщите об этом своему педиатру:

  • Плохо сосет грудь и медленно наедается.
  • Не моргает при включении яркого света.
  • Не фокусирует взгляд и не следит за предметом, перемещаемым из стороны в сторону на небольшом расстоянии от ребенка.
  • Редко двигает руками и ногами, кажется скованным.
  • Конечности кажутся слишком гибкими или вялыми.
  • Нижняя челюсть постоянно дрожит, даже когда ребенок не плачет и не возбужден.
  • Не реагирует на громкие звуки.

Что должен уметь делать ребенок к трехмесячному возрасту?

К трем месяцам ребенок превратится из полностью зависимого от взрослых новорожденного в активного и восприимчивого младенца. Он утратит многие из врожденных рефлексов, но при этом научится лучше контролировать свое тело. Малыш будет часами исследовать свои руки и наблюдать за их движениями.

Ниже перечисляются некоторые другие навыки, которыми овладевает ребенок в этом возрасте.

Моторика

  • В положении лежа на животе приподнимает голову и грудь.
  • В положении лежа на животе опирается на предплечья.
  • В положении лежа на животе или спине вытягивает ноги и ударяет ими.
  • Сжимает и разжимает кисти рук.
  • Упирается ногами, если стопы поставить на твердую поверхность.
  • Подносит руки ко рту.
  • Ударяет руками по подвешенным предметам.
  • Хватает и трясет небольшие игрушки.

Зрение и слух

  • Внимательно рассматривает лица.
  • Следит за движущимися предметами.
  • Узнает знакомые предметы и людей на расстоянии.
  • Начинает появляться координация движений рук и глаз.
  • Улыбается, услышав ваш голос.
  • Начинает гулить.
  • Начинает имитировать некоторые звуки.
  • Поворачивает голову в сторону звука.

Социальное и эмоциональное развитие

  • Начинает улыбаться при виде людей.
  • Любит играть с другими людьми и может заплакать, если игра прекратилась.
  • Охотнее идет на общение, а мимика и телодвижения становятся более выразительными.
  • Имитирует некоторые движения и выражения лица.

Наблюдение за развитием ребенка

Хотя особенности и темпы развития каждого ребенка индивидуальны, отсутствие определенных навы-ков может указывать на нарушение состояния здоровья или проблемы развития, требующие особого внимания. Если в этом возрасте вы заметите у вашего ребенка любые из перечисленных ниже призна-ков, обсудите их с педиатром:

  • Не реагирует на громкие звуки.
  • К двум месяцам не обращает внимания на свои руки.
  • К двум месяцам не улыбается, услышав ваш голос.
  • К двум-трем месяцам не следит за движущимися объектами.
  • К трем месяцам не может хватать и удерживать предметы.
  • К трем месяцам не улыбается при виде людей.
  • В три месяца плохо держит голову.
  • К трем-четырем месяцам не протягивает руку, чтобы схватить игрушку.
  • К трем-четырем месяцам не гулит.
  • К четырем месяцам не подносит предметы ко рту.
  • Начинает гулить, но не пытается повторить издаваемые вами звуки к четырем месяцам.
  • К четырем месяцам не упирается ногами, если стопы поставить на твердую поверхность.
  • Не может двигать одним или двумя глазными яблоками во всех направлениях.
  • Глаза ребенка большую часть времени косят (периодическое кошение является в первые месяцы нормой).
  • Не обращает внимания на новые лица или очень сильно пугается при виде новых лиц или в новой обстановке.
  • В возрасте четырех-пяти месяцев у ребенка сохраняется ассиметричный шейно-тонический рефлекс.

Ко второму месяцу жизни ваш малыш будет проводить много времени, наблюдая за окружающими его людьми и прислушиваясь к ним. Он понимает, что они будут его развлекать, успокаивать и кормить, будут заботиться о нем. Ему хорошо, когда они ему улыбаются, и кажется, что он инстинктивно знает, что и он может улыбаться. Даже в первый месяц после рождения он будет экспериментировать с простейшими ухмылками и гримасами. А затем, на втором месяце, эти движения мышц лица превратятся в настоящие сигналы, свидетельствующие об удовольствии и дружелюбии.

Вы уже видели первую настоящую улыбку своего ребенка? Это важный переломный момент и для вас, и для малыша. Даже если раньше у вас были какие-то сомнения, при виде этой первой неуверенной улыбки вы вдруг поймете, что все бессонные ночи и суматошные дни первых недель имели смысл, и сделаете все возможное, чтобы ваш малыш улыбался все чаще. А ребенок неожиданно обнаружит, что с помощью простого движения губ он может с вами «разговаривать», потому что благодаря своим улыбкам он получает еще больше внимания и чувствует себя еще лучше. Его растущая социализация служит еще одним подтверждением того, что ему нравится этот новый опыт, и он его ценит. Расширение кругозора благодаря подобным впечатлениям не только доставляет радость вам обоим, но и имеет большое значение для общего развития ребенка.

Конечно, как и взрослые, младенцы предпочитают одних людей другим. И любимцами ребенка, естественно, будут его родители. Затем, в возрасте примерно трех или четырех месяцев, младенцы начинают интересоваться другими детьми. Если у ребенка есть братья или сестры, вы заметите, что, как только они начинают с ним разговаривать, он расплывается в улыбке. По мере взросления интерес к детям будет только расти.

Бабушек и дедушек или знакомую няню ребенок поначалу может встретить нерешительной улыбкой, но, поиграв с ними какое-то время, малыш начнет гулить и «говорить» на языке телодвижений. Хотя пока это проявляется не очень явно, ребенок, несомненно, все сильнее привязывается к самым близким для него людям.

По мере взросления ребенка способы вашего с ним общения будут меняться в соответствии с его потребностями и желаниями. Общаясь с ребенком изо дня в день, вы заметите, что в его потребностях можно выделить три общих уровня:

  • В случае острой потребности он даст вам об этом знать особым, характерным только для него образом, возможно, с помощью крика, плача или отчаянных телодвижений. Со временем вы научитесь распознавать эти сигналы настолько быстро, что в большинстве случаев сможете удовлетворять потребности ребенка практически до того, как он сам поймет, что ему нужно.
  • Если ребенок спокойно спит или развлекает сам себя, вы можете быть уверены, что в данный момент все его потребности удовлетворены. Во время самостоятельных игр ребенка у вас есть отличная возможность понаблюдать (издалека) за тем, как у него формируются важные новые навыки, такие как способность играть самому, доставать предметы, следить за ними или манипулировать руками.
  • Каждый день будут периоды, когда очевидные потребности ребенка удовлетворены, а он все равно капризничает или ведет себя беспокойно. Об этом могут свидетельствовать хныканье, возбужденные движения или приступы бесцельной активности, сменяющиеся мгновеньями спокойствия. Возможно, ребенок сам не будет знать, чего хочет, а помочь его успокоить может одна из перечисленных ниже мер: иногда может сработать игра, разговор, пение, качание или хождение с ребенком на руках, а в других случаях наилучшего результата вы сможете добиться, просто изменив положение ребенка или позволив ему дать выход беспокойству. Какими бы трудными ни были эти периоды, благодаря им вы много узнаете друг о друге. Вы поймете, какой вид укачивания нравится вашему малышу, какие смешные рожицы или голоса его больше всего забавляют и на что ему больше всего нравится смотреть. Ваш ребенок узнает, что ему нужно сделать, чтобы вы ему ответили, что вы пойдете на многое, чтобы доставить ему удовольствие, а также выяснит пределы вашего терпения.

Со временем его нервная система также станет более зрелой, в результате чего он сможет лучше справляться с повседневными неприятностями самостоятельно. Лучше контролируя свое тело, ребенок сможет совершать больше действий, чтобы развлечь и успокоить самого себя, и будет меньше расстраиваться. Периоды, когда малыша будет особенно сложно удовлетворить, вероятно, не исчезнут полностью на протяжении еще нескольких лет, но по мере увеличения его активности отвлекать его станет проще.

В первые месяцы жизни не бойтесь испортить ребенка, уделяя ему слишком много внимания. Чем быстрее и последовательнее вы будете успокаивать ребенка в первые шесть месяцев, тем менее требовательным он, вероятно, будет, когда станет старше. Помогая ему в приобретении ощущения безопасности сейчас, вы закладываете основу для формирования у него чувства уверенности и доверия, которые помогут ему постепенно отделиться от вас и стать сильной, независимой личностью.

Картотека рекомендаций

Подпишитесь на рассылку