Что должен уметь делать ребенок в месячном возрасте?
Поначалу вам может показаться, что ваш ребенок только и делает, что ест, спит, плачет и наполняет подгузники. Но к концу первого месяца жизни он будет значительно активнее реагировать на то, что его окружает. Постепенно движения его тела станут более плавными и намного более скоординированными — особенно во время попыток приблизить руку ко рту. Вы осознаете, что он прислушивается к вашей речи, наблюдает за вами, когда вы берете его на руки, и иногда даже двигается в ответ на какие-либо ваши действия или для привлечения вашего внимания.
Ниже перечисляются некоторые другие навыки, которыми овладевает ребенок в этом возрасте.
Моторика
- Совершает резкие, подрагивающие движения руками.
- Подносит руки к глазам и рту.
- В положении лежа на животе двигает головой из стороны в сторону.
- Без поддержки голова откидывается назад.
- Кисти рук крепко сжаты в кулаки.
- Сильны рефлекторные движения.
Зрение и слух
- Фокусирует взгляд на расстоянии 20-30 см.
- Взгляд блуждает, и иногда глаза косят.
- Предпочитает черно-белые или высококонтрастные изображения.
- Среди всех изображений предпочитает человеческое лицо.
- Слуховые навыки полностью сформированы.
- Узнает некоторые звуки.
- Может поворачиваться в сторону знакомых звуков и голосов.
Обоняние и осязание
- Предпочитает сладкие запахи.
- Избегает горьких и кислых запахов.
- Узнает запах грудного молока матери.
- Предпочитает прикосновения мягких предметов.
- Не любит грубое или резкое обращение.
Наблюдение за развитием ребенка
-
Если на второй, третьей или четвертой неделе жизни вашего ребенка вы заметите любые из указанных ниже признаков отставания в развитии, сообщите об этом своему педиатру:
- Плохо сосет грудь и медленно наедается.
- Не моргает при включении яркого света.
- Не фокусирует взгляд и не следит за предметом, перемещаемым из стороны в сторону на небольшом расстоянии от ребенка.
- Редко двигает руками и ногами, кажется скованным.
- Конечности кажутся слишком гибкими или вялыми.
- Нижняя челюсть постоянно дрожит, даже когда ребенок не плачет и не возбужден.
- Не реагирует на громкие звуки.
Что должен уметь делать ребенок к трехмесячному возрасту?
К трем месяцам ребенок превратится из полностью зависимого от взрослых новорожденного в активного и восприимчивого младенца. Он утратит многие из врожденных рефлексов, но при этом научится лучше контролировать свое тело. Малыш будет часами исследовать свои руки и наблюдать за их движениями.
Ниже перечисляются некоторые другие навыки, которыми овладевает ребенок в этом возрасте.
Моторика
- В положении лежа на животе приподнимает голову и грудь.
- В положении лежа на животе опирается на предплечья.
- В положении лежа на животе или спине вытягивает ноги и ударяет ими.
- Сжимает и разжимает кисти рук.
- Упирается ногами, если стопы поставить на твердую поверхность.
- Подносит руки ко рту.
- Ударяет руками по подвешенным предметам.
- Хватает и трясет небольшие игрушки.
Зрение и слух
- Внимательно рассматривает лица.
- Следит за движущимися предметами.
- Узнает знакомые предметы и людей на расстоянии.
- Начинает появляться координация движений рук и глаз.
- Улыбается, услышав ваш голос.
- Начинает гулить.
- Начинает имитировать некоторые звуки.
- Поворачивает голову в сторону звука.
Социальное и эмоциональное развитие
- Начинает улыбаться при виде людей.
- Любит играть с другими людьми и может заплакать, если игра прекратилась.
- Охотнее идет на общение, а мимика и телодвижения становятся более выразительными.
- Имитирует некоторые движения и выражения лица.
Наблюдение за развитием ребенка
Хотя особенности и темпы развития каждого ребенка индивидуальны, отсутствие определенных навы-ков может указывать на нарушение состояния здоровья или проблемы развития, требующие особого внимания. Если в этом возрасте вы заметите у вашего ребенка любые из перечисленных ниже призна-ков, обсудите их с педиатром:
- Не реагирует на громкие звуки.
- К двум месяцам не обращает внимания на свои руки.
- К двум месяцам не улыбается, услышав ваш голос.
- К двум-трем месяцам не следит за движущимися объектами.
- К трем месяцам не может хватать и удерживать предметы.
- К трем месяцам не улыбается при виде людей.
- В три месяца плохо держит голову.
- К трем-четырем месяцам не протягивает руку, чтобы схватить игрушку.
- К трем-четырем месяцам не гулит.
- К четырем месяцам не подносит предметы ко рту.
- Начинает гулить, но не пытается повторить издаваемые вами звуки к четырем месяцам.
- К четырем месяцам не упирается ногами, если стопы поставить на твердую поверхность.
- Не может двигать одним или двумя глазными яблоками во всех направлениях.
- Глаза ребенка большую часть времени косят (периодическое кошение является в первые месяцы нормой).
- Не обращает внимания на новые лица или очень сильно пугается при виде новых лиц или в новой обстановке.
- В возрасте четырех-пяти месяцев у ребенка сохраняется ассиметричный шейно-тонический рефлекс.
Ко второму месяцу жизни ваш малыш будет проводить много времени, наблюдая за окружающими его людьми и прислушиваясь к ним. Он понимает, что они будут его развлекать, успокаивать и кормить, будут заботиться о нем. Ему хорошо, когда они ему улыбаются, и кажется, что он инстинктивно знает, что и он может улыбаться. Даже в первый месяц после рождения он будет экспериментировать с простейшими ухмылками и гримасами. А затем, на втором месяце, эти движения мышц лица превратятся в настоящие сигналы, свидетельствующие об удовольствии и дружелюбии.
Вы уже видели первую настоящую улыбку своего ребенка? Это важный переломный момент и для вас, и для малыша. Даже если раньше у вас были какие-то сомнения, при виде этой первой неуверенной улыбки вы вдруг поймете, что все бессонные ночи и суматошные дни первых недель имели смысл, и сделаете все возможное, чтобы ваш малыш улыбался все чаще. А ребенок неожиданно обнаружит, что с помощью простого движения губ он может с вами «разговаривать», потому что благодаря своим улыбкам он получает еще больше внимания и чувствует себя еще лучше. Его растущая социализация служит еще одним подтверждением того, что ему нравится этот новый опыт, и он его ценит. Расширение кругозора благодаря подобным впечатлениям не только доставляет радость вам обоим, но и имеет большое значение для общего развития ребенка.
Конечно, как и взрослые, младенцы предпочитают одних людей другим. И любимцами ребенка, естественно, будут его родители. Затем, в возрасте примерно трех или четырех месяцев, младенцы начинают интересоваться другими детьми. Если у ребенка есть братья или сестры, вы заметите, что, как только они начинают с ним разговаривать, он расплывается в улыбке. По мере взросления интерес к детям будет только расти.
Бабушек и дедушек или знакомую няню ребенок поначалу может встретить нерешительной улыбкой, но, поиграв с ними какое-то время, малыш начнет гулить и «говорить» на языке телодвижений. Хотя пока это проявляется не очень явно, ребенок, несомненно, все сильнее привязывается к самым близким для него людям.
По мере взросления ребенка способы вашего с ним общения будут меняться в соответствии с его потребностями и желаниями. Общаясь с ребенком изо дня в день, вы заметите, что в его потребностях можно выделить три общих уровня:
- В случае острой потребности он даст вам об этом знать особым, характерным только для него образом, возможно, с помощью крика, плача или отчаянных телодвижений. Со временем вы научитесь распознавать эти сигналы настолько быстро, что в большинстве случаев сможете удовлетворять потребности ребенка практически до того, как он сам поймет, что ему нужно.
- Если ребенок спокойно спит или развлекает сам себя, вы можете быть уверены, что в данный момент все его потребности удовлетворены. Во время самостоятельных игр ребенка у вас есть отличная возможность понаблюдать (издалека) за тем, как у него формируются важные новые навыки, такие как способность играть самому, доставать предметы, следить за ними или манипулировать руками.
- Каждый день будут периоды, когда очевидные потребности ребенка удовлетворены, а он все равно капризничает или ведет себя беспокойно. Об этом могут свидетельствовать хныканье, возбужденные движения или приступы бесцельной активности, сменяющиеся мгновеньями спокойствия. Возможно, ребенок сам не будет знать, чего хочет, а помочь его успокоить может одна из перечисленных ниже мер: иногда может сработать игра, разговор, пение, качание или хождение с ребенком на руках, а в других случаях наилучшего результата вы сможете добиться, просто изменив положение ребенка или позволив ему дать выход беспокойству. Какими бы трудными ни были эти периоды, благодаря им вы много узнаете друг о друге. Вы поймете, какой вид укачивания нравится вашему малышу, какие смешные рожицы или голоса его больше всего забавляют и на что ему больше всего нравится смотреть. Ваш ребенок узнает, что ему нужно сделать, чтобы вы ему ответили, что вы пойдете на многое, чтобы доставить ему удовольствие, а также выяснит пределы вашего терпения.
Со временем его нервная система также станет более зрелой, в результате чего он сможет лучше справляться с повседневными неприятностями самостоятельно. Лучше контролируя свое тело, ребенок сможет совершать больше действий, чтобы развлечь и успокоить самого себя, и будет меньше расстраиваться. Периоды, когда малыша будет особенно сложно удовлетворить, вероятно, не исчезнут полностью на протяжении еще нескольких лет, но по мере увеличения его активности отвлекать его станет проще.
В первые месяцы жизни не бойтесь испортить ребенка, уделяя ему слишком много внимания. Чем быстрее и последовательнее вы будете успокаивать ребенка в первые шесть месяцев, тем менее требовательным он, вероятно, будет, когда станет старше. Помогая ему в приобретении ощущения безопасности сейчас, вы закладываете основу для формирования у него чувства уверенности и доверия, которые помогут ему постепенно отделиться от вас и стать сильной, независимой личностью.