Невозможно предсказать, когда ребенок повернется к вам спиной, а когда прибежит в поисках убежища. Настрой ребенка может меняться каждую минуту, а иногда он будет казаться повзрослевшим и независимым на протяжении нескольких дней, прежде чем внезапно наступит регресс. Ваша реакция на такие перепады настроения тоже будет неоднозначной: хотя в некоторые моменты вы будете рады возвращению вашего малыша, в другое время его беспокойство и хныканье будут совсем некстати. Некоторые называют этот период «первым переходным возрастом». Ваш ребенок испытывает смешанные чувства в связи с взрослением и отдалением от вас, и это абсолютно нормально. Помните, что лучший способ помочь ему вернуть самообладание — уделять ему внимание и подбадривать его, когда он в этом нуждается. Если вы резко скажете ребенку, чтобы он вел себя как большой, это только усугубит его неуверенность в себе и обострит потребность в повышенном внимании.
Кратковременные периоды расставания с вами могут помочь ребенку стать более независимым. Он по-прежнему будет испытывать некоторый страх разлуки и, возможно, будет противиться вашему уходу, даже если вас не будет всего несколько минут. Но протест будет недолгим. Вполне вероятно, что вас разлука будет расстраивать больше, чем ребенка, но постарайтесь, чтобы он не узнал об этом. Если он поймет, что своими капризами может заставить вас остаться, он будет и в будущем так вести себя в аналогичных ситуациях. И хотя вам может показаться удачной идея незаметно ускользнуть из дома, ребенку после этого, возможно, станет еще сложнее отпускать вас, поскольку он не знает, когда вы исчезнете в следующий раз. Лучше уходите, поцеловав малыша и пообещав ему вернуться. А по возвращении радостно поприветствуйте ребенка и в течение некоторого времени уделяйте ему все свое внимание, прежде чем заняться другими делами. Если ребенок понимает, что вы всегда возвращаетесь и продолжаете его любить, он чувствует себя в большей безопасности.
В годовалом возрасте дети активно осваивают навыки крупной моторики, поэтому легко пропустить более неуловимые изменения в способности ребенка пользоваться руками, как отдельно, так и во взаимодействии с глазами. Однако следует помнить, что развитие мелкой моторики даст ребенку больше контроля в процессе изучения предметов и осваивания новых движений и позволит делать это с более высокой точностью. Это также существенно расширит его возможности для исследования и изучения окружающего его мира.
В двенадцать месяцев ребенку все еще сложно захватывать очень маленькие предметы большим и указательным пальцем, но к середине второго года жизни эта задача станет для него легкой. Понаблюдайте, как ребенок будет по-всякому манипулировать небольшими предметами, изучая разные способы их объединения и изменения. Вот некоторые любимые игры детей в этом возрасте:
- строить башни высотой до четырех кубиков, а затем их рушить;
- закрывать коробки или другие емкости крышками и открывать их;
- поднимать мячи или другие предметы во время движения;
- поворачивать дверные ручки и переворачивать страницы;
- вставлять круглые блоки в отверстия;
- рисовать каляки-маляки карандашом и красками.
Эти виды деятельности не только помогут ребенку в развитии навыков мелкой моторики, но и познакомят его с такими пространственными понятиями как «внутри», «на», «под» и «вокруг». Ближе к двум годам, когда координация движений ребенка улучшится, он сможет играть в более сложные игры, например:
- складывать бумагу (если вы покажете, как это делать);
- вставлять большие квадратные блоки в подходящие по форме отверстия (это сложнее, чем вставлять круглые блоки из-за необходимости сопоставлять углы);
- строить башни из пяти или шести кубиков;
- разбирать и обратно собирать игрушки;
- лепить разные фигуры из пластилина.
К двум годам может стать очевидна склонность ребенка пользоваться либо правой, либо левой рукой в качестве ведущей. Однако многие дети не демонстрируют свое предпочтение еще на протяжении нескольких лет. А некоторые дети одинаково свободно владеют обеими руками. Они, возможно, так никогда и не отдадут предпочтение какой-то одной руке. Не следует насильно заставлять ребенка пользоваться той или иной рукой или торопить естественный процесс выбора ведущей руки.
В начале второго года вам вдруг покажется, что ребенок начал понимать все, что вы говорите. Вы сообщаете, что пора обедать, и ребенок ждет у своего стульчика для кормления. Вы скажете, что потеряли ботинок, а он его найдет. Поначалу его быстрая реакция на ваши слова может казаться немного необычной. Он действительно понял или мне показалось? Но не сомневайтесь, навыки вашего ребенка, связанные с речью и пониманием, развиваются точно по плану.
Этот огромный скачок в развитии поменяет вашу манеру общения с ребенком и с другими людьми в его присутствии. Вы, возможно, будете более осторожны в разговорах, когда ребенок может вас услышать. В то же время вы, возможно, станете разговаривать с ребенком более увлеченно, потому что он теперь так живо реагирует на ваши слова.
Вероятно, вы станете меньше сюсюкать с ребенком. Вместо этого лучше говорить с ребенком медленно и четко, используя простые слова и короткие предложения. Учите малыша правильным названиям частей тела и предметов и перестаньте использовать милые «прозвища» (например, «бибика» вместо «машина»). Показывая ребенку правильную языковую модель, вы поможете ему научиться говорить с минимальными трудностями.
К концу второго года большинство детей говорят по крайней мере пятьдесят слов и могут составлять короткие предложения из двух слов, хотя все дети развиваются по-разному. Даже среди детей с нормальным слухом и умственными способностями есть те, которые мало говорят на втором году жизни. У мальчиков языковые навыки, как правило, развиваются медленнее, чем у девочек. Независимо от того, когда ваш ребенок начнет говорить, в числе его первых слов, вероятно, будут имена близких ему людей, его любимые вещи и части тела. Возможно, вы будете единственным человеком, понимающим эти первые слова, поскольку ребенок будет пропускать или менять некоторые звуки.
Вы научитесь понимать, что говорит ребенок, с течением времени и благодаря его жестам. Ни в коем случае не смейтесь над его речевыми ошибками. Дайте ему время без спешки закончить то, что он хочет сказать, а затем ответьте ему, используя правильное произношение слова («Правильно, это мяч!»). Если вы будете терпеливы и отзывчивы, произношение ребенка будет постепенно улучшаться.
К середине года он будет использовать несколько глаголов, обозначающих действие, таких как «идти» и «прыгать», и слов, обозначающих направление, таких как «вверх» и «вниз». Ко второму дню рождения ребенок освоит слова «я» и «ты» и будет их все время использовать.
К году большинство детей:
- Ищут и находят источник звука.
- Откликаются на свое имя в большинстве случаев, когда его слышат.
- Машут рукой на прощание.
- Смотрят, куда вы указываете при произнесении фразы: «Посмотри на _________».
- Гулять, меняя интонацию (голос повышается и понижается, как будто ребенок говорит предложениями).
- «Разговаривают» с вами по очереди: слушают и внимательно смотрят на вас, когда говорите вы, а затем снова начинают лепетать, как только вы замолкаете.
- Обращаются к папе и маме со словами «па-па» и «ма-ма».
- Говорят по крайней мере 1 слово.
- Показывают пальцем на те предметы, которые хотят взять, но не могут достать, или издают звуки, показывая на предметы пальцем.
В период между годом и двумя большинство детей:
- Выполняют простые команды, сначала подаваемые взрослым словами и жестами, а позднее только словами.
- Приносят предметы из другой комнаты по просьбе взрослого.
- Показывают несколько частей тела по просьбе взрослого.
- Показывают пальцем на интересные предметы или события, чтобы вы тоже на них посмотрели.
- Приносят предметы, чтобы показать их вам.
- Показывают предметы, чтобы вы их называли.
- Называют несколько простых предметов и картинок по просьбе взрослого.
- Любят играть, изображая воображаемые ситуации (например делают вид, что готовят еду). Общаются с помощью жестов и слов с вами или с любимой мягкой игрушкой либо куклой.
- В период между 1,5 и 2 годами учат 1 новое слово в неделю.
В течение второго года жизни у вашего ребенка сформируется весьма специфическое представление о его социальном окружении, друзьях и знакомых. Он знает, что существуют другие люди, но не имеет представления о том, что они думают и чувствуют. Он считает, что все думают так же, как и он.
Легко предположить, что ввиду такого представления о мире ребенку зачастую сложно играть с другими детьми в строго социальном смысле. Он играет рядом с другими детьми и борется с ними за игрушки, но ему сложно играть в совместные игры. Ему нравится наблюдать за другими детьми и быть в их компании, особенно если они немного старше него. Он может подражать им или обращаться с ними, как с куклами, например, пытаться расчесывать им волосы, но он обычно удивляется и протестует, если они пытаются сделать то же самое по отношению к нему. Ребенок может предлагать им игрушки или еду, но при этом может расстроиться, если они возьмут то, что он им предложил.
Каждый ребенок второго года жизни считает, что он один достоин быть в центре внимания. К сожалению, большинство детей этого возраста не только эгоистичны, но и настойчивы, поэтому борьба за игрушки и внимание часто выливается в драки и слезы. Как свести к минимуму такие столкновения? Постарайтесь дать каждому ребенку много игрушек и будьте готовы разрешать конфликтные ситуации.
Как отмечалось ранее, ребенок также может начать проявлять собственнические чувства в отношении своих игрушек. Постарайтесь успокоить свою дочь или сына, сказав, что другой ребенок «просто посмотрит на игрушку» и что «нет ничего страшного, если он немножко с ней поиграет». Но при этом признайте: «Да, это твоя игрушка, и он не заберет ее у тебя насовсем». Возможно, стоит отобрать несколько особенно ценных для вашего ребенка игрушек и сделать так, чтобы больше никто не мог их брать. Иногда это помогает детям почувствовать, что они могут в некоторой степени контролировать свой мир, и уменьшает их собственнические чувства в отношении других вещей.
Поскольку дети в этом возрасте так мало знают о чувствах других людей, их реакция на находящихся рядом детей может иметь физический характер. Даже если дети просто изучают друг друга или демонстрируют свою симпатию, они могут ткнуть другому ребенку в глаз или похлопать его слишком сильно. (То же самое можно сказать и об их обращении с животными). Когда они расстроены, они могут ударить другого ребенка, не понимая, что ему больно. Будьте бдительны, когда ваш ребенок находится в кругу сверстников, и, как только заметите любые проявления такой физической агрессии, отведите его подальше от другого ребенка. Скажите ему: «Драться нехорошо» — и переключите внимание детей на более дружелюбную игру.
К полутора годам он начнет узнавать свое отражение в зеркале и проявлять больший интерес к уходу за собой. Ближе к двум годам он сможет чистить зубы и мыть руки, если ему показать, как это делается. Он также будет помогать одевать и особенно раздевать себя. Вы можете несколько раз в день застать его за снятием ботинок и носков, даже если в этот момент вы находитесь в магазине или парке.
Ваш малыш будет осваивать важные социальные навыки, наблюдая за тем, как вы улаживаете возникающие между вами конфликты. Покажите ему, как слова и слушание можно использовать для разрешения конфликтов («Я понимаю, что ты хочешь пойти сам, но ты должен держать меня за руку, чтобы я знала, что ты в безопасности»). Благодаря желанию подражать он будет с удовольствием участвовать в любых домашних делах. Неважно, что вы делаете — читаете газету, подметаете пол, стрижете газон или готовите обед — ваш ребенок захочет вам «помогать». Попытайтесь превратить это в игру. Если вы заняты чем-то, с чем ребенок не может вам помочь, потому что это опасно или вы торопитесь, поищите для него другое «задание», с которым он справится. Во что бы то ни стало постарайтесь не отбить у ребенка это замечательное желание быть полезным. Готовность оказать помощь (как и готовность делиться) — один из важнейших социальных навыков, и чем быстрее он разовьется у ребенка, тем лучше будет для всех.