24 месяца

В начале второго года жизни ребенок активно ползает на четвереньках, начинает ходить и даже не-много говорить. На протяжении ближайших нескольких лет значительную часть своего времени он будет тратить на изучение границ, установленных вашими правилами и его собственными ограничени-ями, связанными с физическими особенностями и развитием. Ниже перечисляются некоторые другие навыки, которыми овладевает ребенок в этом возрасте.
1 Ключевые вехи развития
2 Когнитивное развитие
3 Эмоциональное развитие
4 Мелкая моторика
5 Развитие речи
6 Социальное развитие

Что должен уметь делать ребенок к двухлетнему возрасту?
Крупная моторика


  • Ходит самостоятельно.
  • Во время ходьбы тянет за собой игрушки.
  • Во время ходьбы может нести в руках большую игрушку или несколько игрушек.
  • Начинает бегать.
  • Стоит на цыпочках.
  • Ударяет ногой по мячу.
  • Забирается на предметы мебели и слезает с них самостоятельно.
  • Поднимается и спускается по ступенькам с поддержкой.

Мелкая моторика

  • Рисует каляки-маляки по своей инициативе.
  • Переворачивает емкость, чтобы вылить содержимое.
  • Строит башни из четырех и более кубиков.
  • Возможно, пользуется одной рукой чаще, чем другой.

Речь

  • Указывает на предмет или картинку, когда их называют.
  • Знает имена знакомых людей, названия предметов и частей тела.
  • Произносит несколько отдельных слов (к пятнадцати-восемнадцати месяцам).
  • Использует простые фразы (к восемнадцати-двадцати четырем месяцам).
  • Использует предложения, состоящие из двух-четырех слов.
  • Выполняет простые указания.
  • Повторяет слова, услышанные в разговоре.

Когнитивное развитие

  • Находит предметы, даже если они спрятаны под двумя или тремя слоями ткани.
  • Начинает сортировать предметы по формам и цветам.
  • Начинает играть, используя свое воображение.

Социальное и эмоциональное развитие

  • Имитирует поведение других людей, особенно взрослых и более старших детей.
  • Все больше понимает, что является отдельной от других личностью.
  • Все больше любит играть в компании других детей.
  • Проявляет растущую независимость.
  • Начинает демонстрировать непослушание.
  • К середине года все чаще ощущает страх разлуки, а затем этот страх ослабевает.

Наблюдение за развитием ребенка

Поскольку все дети развиваются своими темпами, невозможно точно сказать, когда ваш ребенок освоит тот или иной навык. Описанные этапы развития дадут вам общее представление об изменени-ях, которых можно ожидать по мере взросления ребенка, но не следует переживать, если он развива-ется немного по-другому. Тем не менее, если вы заметите у своего ребенка любые из указанных ниже признаков возможного отставания в развитии для данного возрастного диапазона, сообщите об этом педиатру.

  • К восемнадцати месяцам не ходит.
  • Через несколько месяцев после начала хождения характер походки не стал зрелым (перекат с пятки на носок) либо ходит только на цыпочках.
  • К восемнадцати месяцам не говорит как минимум пятнадцать слов.
  • К двум годам не использует предложения, состоящие из двух слов.
  • К пятнадцати месяцам не знает назначение обычных предметов домашнего обихода (расческа, теле-фон, колокольчик, вилка, ложка).
  • К концу рассматриваемого периода не имитирует действия или слова.
  • К двум годам не выполняет простые указания.
  • К двум годам не может толкать игрушку на колесиках.

В двухлетнем возрасте процесс познания становится более вдумчивым. Ребенок все лучше понимает речь, и у него начинают формироваться мысленные образы вещей, действий и понятий. Кроме того, он уже может решать некоторые задачи в уме, мысленно применяя метод проб и ошибок, вместо того чтобы манипулировать предметами в реальности. А поскольку его память и интеллектуальные способности также развиваются, он начнет понимать простые временные связи, как, например, во фразе: «Ты сможешь поиграть, после того как закончишь есть».

Помимо этого, ребенок начинает понимать взаимосвязи между предметами. Благодаря этому он сможет сортировать предметы по форме и собирать простые пазлы. Он также начнет понимать назначение цифр при счете предметов — особенно цифры два. Ребенок будет с бóльшим интересом играть с заводными игрушками, а также включать и выключать свет и бытовые приборы. 

Вы также заметите, что игры ребенка, научившегося ходить, становятся все более сложными. Наиболее примечательно то, что он начнет соединять разные виды деятельности, создавая логическую последовательность. Вместо беспорядочного перебора игрушек ребенок сначала положит куклу в кровать, а затем укроет ее одеялом. На протяжении ближайших нескольких лет придуманные ребенком игры будут становиться все продолжительнее и сложнее: он будет проигрывать значительную часть своих повседневных дел от утреннего подъема до купания и укладывания спать вечером.

Двухлетнего ребенка обычно сложно убедить в чем-то, рассуждая логически, ведь его представления о мире пока очень просты. Он по-прежнему часто путает вымысел и реальность, если только он уже не начал активно играть в ролевые игры. Поэтому на данном этапе очень тщательно выбирайте слова: комментарии, которые вам могут показаться забавными или веселыми (например: «Если ты съешь еще каши, ты лопнешь»), могут напугать ребенка, поскольку он не поймет, что вы шутите.

Настроение двухлетнего ребенка так резко меняется: вот он улыбчив и дружелюбен, а мгновение спустя печален и готов расплакаться, причем зачастую без какой бы то ни было очевидной причины. Но такая неустойчивость эмоций — признак изменений, происходящих в тот момент, когда ребенок пытается взять под контроль свои действия, желания, чувства и свое тело.

В этом возрасте ребенок хочет исследовать мир и искать приключения. Поэтому большую часть времени он будет проверять границы — свои собственные, ваши и границы среды. К сожалению, у него пока не развиты многие навыки, необходимые для безопасного выполнения всех стоящих перед ним задач, и он часто будет нуждаться в вашей защите.

Когда ребенок переступает границу и ему делают замечание, его частая реакция — злость и недовольство, которые могут сопровождаться истерикой или вспышкой гнева. Он даже может вас ударить, укусить или пнуть ногой в ответ. В этом возрасте он просто не способен контролировать свои эмоциональные порывы, поэтому его злость и недовольство, как правило, находят свой выход в форме плача, ударов или крика. Для ребенка это единственный способ преодоления сложностей, возникающих в реальной действительности. Под влиянием захлестнувших его эмоций он даже может непреднамеренно причинить вред себе или другим. Все это типично для двухлетних детей.

Няня или родственники никогда вам не говорили, что с ними ваш ребенок никогда не ведет себя плохо? Двухлетние дети нередко ведут себя идеально, когда вас нет поблизости, потому что они не настолько хорошо доверяют другим взрослым, чтобы проверять границы их терпения. Но с вами ребенок захочет испробовать те вещи, которые могут быть опасны или сложны, поскольку он знает, что вы спасете его, если он попадет в беду.

Каким бы ни было поведение ребенка, постарайтесь не реагировать слишком остро, не ругать и не наказывать его. Лучшая тактика — перед уходом заверить ребенка, что вы вернетесь, а по возвращении похвалить его за то, что он так терпеливо ждал вас. Утешайте себя тем, что к трем годам ему должно стать значительно легче расставаться с вами.

Чем увереннее и безопаснее чувствует себя ваш двухлетний малыш, тем более независимым и послушным он будет. Всегда устанавливайте разумные границы, позволяющие ребенку исследовать окружающий мир и проявлять любознательность, но не допускающие опасного или антисоциального поведения. Благодаря этим рамкам он начнет понимать, что приемлемо, а что нет. Помните, главное — последовательность. Хвалите малыша каждый раз, когда он хорошо играет с другим ребенком, или когда он ест, одевается или раздевается без вашей помощи. Вскоре он и сам начнет радоваться подобным достижениям.

Тем не менее, если ваш ребенок кажется вам очень пассивным или замкнутым, постоянно грустным или очень требовательным и недовольным большую часть времени, проконсультируйтесь по этому поводу с педиатром. Это могут быть признаки депрессии, вызванной либо каким-то скрытым стрессом, либо биологическими проблемами. 

В возрасте двух лет ваш ребенок сможет легко обращаться с мелкими предметами. Он будет переворачивать страницы книги, строить башни из шести кубиков, снимать обувь и расстегивать большую молнию. Кроме того, он настолько хорошо будет координировать движения запястья, пальцев и ладони, что он сможет повернуть дверную ручку, открутить крышку банки, пить из чашки, держа ее одной рукой, и разворачивать фантик от конфеты. 

Одним из важнейших достижений этого года будет приобретение умения «рисовать». Его захват карандаша может показаться неуклюжим, однако малыш будет достаточно хорошо его контролировать для создания своих первых художественных шедевров, нарисованных размашистыми вертикальными и круговыми линиями.

К счастью, спокойные игры вашего ребенка в этом возрасте будут намного более сосредоточенными, чем они были в восемнадцать месяцев, когда ребенок очень быстро переключался с одного вида деятельности на другой. У него улучшилась концентрация внимания, и теперь, когда малыш научился переворачивать страницы, он будет принимать активное участие в совместном просматривании с вами книг или журналов. Его также будут интересовать такие виды деятельности, как рисование, строительство или манипулирование предметами, поэтому наборы конструкторов с соединяющимися деталями могут занять его надолго. А если вы дадите ему коробку карандашей или набор пальчиковых красок, он сможет реализовать свои творческие порывы.

Ваш двухлетний ребенок не только понимает большую часть из того, что вы ему говорите, но и говорит сам, используя быстро расширяющийся словарный запас, состоящий из пятидесяти или более слов. На протяжении этого года он перейдет от предложений, состоящих из двух или трех слов («Пить сок», «Мама хочет печенье»), к предложениям из четырех, пяти или даже шести слов («Где мой мяч, папа?», «Кукла сидит у меня на коленках»). В этом возрасте он также начинает использовать местоимения («я», «ты», «мне», «мы», «они») и понимает значение слова «мой» («Я хочу мою чашку», «Это моя мама»).

Людям свойственно оценивать речевые возможности ребенка в сравнении с другими детьми того же возраста, однако в этот период особенности развития речи варьируются больше, чем особенности развития любой другой сферы. Тогда как у некоторых детей навыки речи развиваются равномерно, другие осваивают новые слова скачкообразно. При этом некоторые дети от природы более разговорчивы, чем другие. Это вовсе не значит, что более разговорчивые дети умнее или развитее более молчаливых, и это даже не говорит о том, что у них более богатый словарный запас. 

Вы можете помочь своему ребенку в расширении словарного запаса, включив в распорядок дня ежедневное чтение. В этом возрасте ребенок способен следить за сюжетом, он поймет и запомнит многие идеи. Ему пока сложно сидеть спокойно слишком долго, поэтому выбирайте для чтения короткие книжки. Чтобы дольше удерживать внимание ребенка, выбирайте книжки, побуждающие его трогать, показывать пальцем или называть предметы либо повторять определенные фразы. К концу этого года, когда речевые навыки ребенка станут более развитыми, ему понравятся стихи, каламбуры или шутки.

Однако для некоторых детей этот процесс речевого развития проходит не так гладко. На самом деле примерно один из десяти-пятнадцати детей имеет сложности с пониманием речи и (или) говорением. Для некоторых детей проблема обусловлена нарушением слуха, низким уровнем интеллектуальных способностей, отсутствием вербальной стимуляции дома или генетической предрасположенностью к задержке речевого развития. Однако в большинстве случаев причины неизвестны. Если педиатр предполагает, что у вашего ребенка есть трудности с освоением речи, он проведет тщательный осмотр и проверку остроты слуха и при необходимости направит вас к логопеду-дефектологу или специалисту по развитию детей раннего возраста для проведения дальнейшей оценки. Очень важно как можно раньше выявить задержку речевого развития или нарушение слуха, чтобы начать лечение до того, как эта проблема начнет мешать обучению и развитию в других сферах. Если вы или ваш педиатр не выявите проблему и не предпримете необходимые меры, у вашего ребенка могут быть сложности с учебой в школе.

В период между годом и двумя большинство детей:

  • Выполняют простые команды, сначала подаваемые взрослым словами и жестами, а позднее только словами.
  • Приносят предметы из другой комнаты по просьбе взрослого.
  • Показывают несколько частей тела по просьбе взрослого.
  • Показывают пальцем на интересные предметы или события, чтобы вы тоже на них посмотрели.
  • Приносят предметы, чтобы показать их вам.
  • Показывают предметы, чтобы вы их называли.
  • Называют несколько простых предметов и картинок по просьбе взрослого.
  • Любят играть, изображая воображаемые ситуации (например делают вид, что готовят еду). Общаются с помощью жестов и слов с вами или с любимой мягкой игрушкой либо куклой.
  • В период между 1,5 и 2 годами учат 1 новое слово в неделю.

К двум годам большинство детей:

  • Показывают многие части тела и простые предметы.
  • Показывают некоторые картинки в книжках.
  • Выполняют одноступенчатые команды, поданные без жестов, например: «Поставь чашку на стол».
  • Говорят около 50-100 слов.
  • Произносят несколько фраз, состоящих из двух слов, например: «Папа идет», «Кукла моя», «Все ушли».
  • Возможно, произносят несколько предложений из трех слов, например: «Я хочу сок», «Ты иди бай-бай».
  • Говорят так, что другие (или взрослые) понимают их примерно половину времени.

От природы дети этого возраста могут быть больше озабочены своими собственными потребностями и даже поступать эгоистично. Часто они отказываются делиться чем-то, что их интересует, и им нелегко взаимодействовать с другими детьми, даже когда они играют рядом. Порой поведение вашего ребенка может вас расстраивать, но если вы присмотритесь внимательнее, вы заметите, что все другие дети этого возраста на детской площадке, вероятно, ведут себя точно так же.

В возрасте двух лет дети смотрят на мир почти исключительно через призму своих собственных потребностей и желаний. Поскольку они пока не способны понять, как могут чувствовать себя другие в той же самой ситуации, они считают, что все думают и чувствуют точно так же, как они сами. А в тех случаях, когда они понимают, что ведут себя не очень хорошо, они не могут себя контролировать. Поэтому бесполезно пытаться повлиять на поведение ребенка словами типа: «Тебе бы понравилось, если бы эта девочка поступила с тобой так же?» Оставьте подобные комментарии на более поздний возраст, когда ребенок сможет по-настоящему понять, что думают и чувствуют другие люди.

Иногда складывается впечатление, что двухлетний ребенок руководствуется только своими желаниями, и у вас может возникнуть тревожная мысль, что он избалован или неуправляем. Скорее всего, ваши опасения беспочвенны, и со временем этот период останется позади. Активные, напористые дети, которые пихаются и толкаются, обычно такие же «нормальные», как и тихие, застенчивые малыши, которым чуждо бурное выражение мыслей и чувств.

И как это ни странно, несмотря на повышенный интерес ребенка к самому себе, значительная часть его игр будет связана с имитированием манер и действий других людей. Подражание другим людям и действия с воображаемыми объектами — любимые игры детей в этом возрасте. Поэтому, когда ваш двухлетний ребенок кладет мишку в кроватку или кормит куклу, вы можете услышать, что он использует точно такие же слова и интонации, которые используете вы, когда говорите ему, что пора идти спать или обедать. Эти репетиции подготовят ребенка к взаимодействию с другими людьми в будущем и помогут вам осознать, как важно быть хорошим образцом для подражания, поскольку дети часто поступают так, как поступаем мы.

Чтобы двухлетний ребенок научился вести себя в обществе других людей, ему нужны многочисленные тренировки. Поначалу, возможно, стоит позаботиться о том, чтобы в совместных играх участвовало не больше двух-трех детей. И хотя вам придется внимательно следить за их игрой, чтобы никого не обидели и никто сильно не расстроился, дайте детям возможность проявлять как можно больше самостоятельности. Они должны научиться играть друг с другом, а не с родителями других детей.

Картотека рекомендаций

Подпишитесь на рассылку