4-7 месяцев

С четырех до семи месяцев ваш ребенок сильно изменится. В начале этого периода он может казаться относительно пассивным и заинтересованным лишь в получении достаточного количества пищи, сна и любви. Но по мере того как он будет учиться сидеть, пользоваться руками и перемещаться, он, вероятно, станет более энергичным и более внимательным к окружающему его миру.
Когнитивное развитие
Социальное и эмоциональное развитие
Ключевые вехи развития

Если в первые четыре месяца жизни ребенка вам казалось, что он не понимает многое из того, что происходит вокруг, это неудивительно. Исследования показывают, что ребенок начинает познавать окружающий его мир с самого рождения, хотя родители и другие люди могут этого и не видеть. Теперь же, когда объем памяти и концентрация внимания ребенка увеличились, вы начнете замечать, что он не только впитывает информацию, но и применяет её.

В этот период одним из важнейших открытий для ребенка будут причинно-следственные связи. Понимание взаимосвязи между причиной и следствием, вероятно, придет к нему неожиданно где-то между четырьмя и пятью месяцами. Например, стуча ногами по матрасу, ребенок заметит, что кроватка шатается. Или он поймет, что погремушка издает звук, если ее потрясти или ударить по ней.

Ребенок быстро обнаружит, что некоторые вещи, например, колокольчики и ключи, издают интересные звуки, если их потрясти. Когда он постучит каким-то предметом по столу или уронит его на пол, это вызовет цепочку ответных реакций со стороны его «зрителей», включая смешные гримасы, ворчание и другие действия, которые могут привести к повторному появлению (или исчезновению) предмета. И вскоре ребенок начнет намеренно бросать вещи, чтобы посмотреть, как вы их поднимаете. Хотя иногда это может раздражать родителей, для ребенка это важный способ узнать, что такое причинно-следственная связь, и понять, что он своими собственными действиями может влиять на окружающую действительность.

Важно, чтобы родители давали ребенку предметы, необходимые для таких экспериментов, и побуждали его проверять свои «теории». Если у вас под рукой нет обычных игрушек или ребенок потерял к ним интерес, бесконечно занимательной и недорогой заменой им могут послужить пластиковые или деревянные ложки, небьющиеся чашки, крышки от кастрюль, всевозможные коробочки.

К концу этого периода ваш ребенок сделает еще одно важное открытие: он поймет, что предметы продолжают существовать, даже когда они исчезают из его поля зрения (так называемый принцип постоянства объектов). В первые месяцы жизни ребенок считал, что мир состоит только из тех предметов, которые он видит. Когда вы уходили из комнаты, ребенок думал, что вы исчезли, а когда вы возвращались, вы были для него абсолютно новым человеком. Точно так же, когда вы накрывали игрушку кусочком ткани или коробкой, ребенок полагал, что игрушка исчезла навсегда и даже не пытался ее искать. 

Но в какой-то момент после достижения четырехмесячного возраста ребенок начнет понимать, что мир более постоянен, чем он думал. Вы — это тот человек, который здоровается с ребенком каждое утро. Плюшевый мишка на полу — тот же самый мишка, который лежал в его кроватке вчера вечером. И ребенок продолжит постигать принцип постоянства объектов на протяжении многих месяцев, играя в прятки и наблюдая за появлениями и исчезновениями окружающих его людей и предметов.

В этом возрасте ваш ребенок захочет протянуть руку и потрогать все, что увидит, и если он не сможет сделать это сам, он будет требовать вашей помощи, пронзительно крича, стуча или бросая первый попавшийся предмет. Как только вы придете на помощь, малыш, вероятно, забудет, чем он занимался, и сосредоточится на вас: он будет улыбаться, смеяться, гулить и имитировать вас.

Более тонкие аспекты личности вашего ребенка в значительной мере определяются его врожденным складом характера или темпераментом. Ребенок непоседливый или спокойный? Добродушно-веселый или плаксивый? Упрямый или покладистый? По большей части это врожденные черты характера. Они определяют уровень активности, упорство и приспособляемость к окружающему миру, и в ближайшие месяцы эти особенности будут становиться все более явными. И вам необязательно всегда будут нравиться все личные качества ребенка (и особенно в тот момент, когда ваш решительный шестимесячный малыш отчаянно кричит, пытаясь схватить кота). Но в долгосрочной перспективе лучший выход для вас обоих — это приспособиться к естественным индивидуальным особенностям ребенка.

Вы наверняка уже обнаружили, что некоторые младенцы в этом возрасте спокойны и предсказуемы, тогда как с другими справляться значительно сложнее. Для воспитания упрямых и легковозбудимых детей требуется особое терпение и мягкое обращение. Зачастую им сложнее адаптироваться к меняющейся обстановке, чем более спокойным малышам, и они очень сильно расстраиваются, если их заставляют что-то делать, когда они к этому еще не готовы. Вам удастся смягчить напряжение, связанное с воспитанием ребенка, признав особенности его темперамента и смирившись с ними, а не пытаясь им противостоять или сопротивляться. Например, если ребенок плачет, потому что вы отказались поднимать игрушку, которую он уронил в десятый раз, переместите его на пол, чтобы он мог взять эту игрушку сам.

Робкий или ранимый ребенок также требует к себе особого внимания. Когда ребенок тих и нетребователен, можно предположить, что он всем доволен. В то же время его легко расстроить, поэтому ему нужны вы, чтобы показать, как не бояться принимать участие в происходящем вокруг. Давайте ребенку время на привыкание к любой ситуации. Как только он почувствует себя в безопасности, он постепенно будет становиться более открытым по отношению к другим людям.

Если у вас есть какие-либо сомнения относительно эмоционального развития вашего ребенка, сообщите об этом педиатру. Но имейте в виду, что сложности такого рода может быть трудно выявить в ходе планового осмотра, поэтому важно, чтобы вы сами обратили внимание врача на то, что вызывает у вас беспокойство, и описали свои наблюдения. Запишите их, чтобы не забыть. Помните, что время и терпение помогут сгладить некоторые индивидуальные особенности вашего ребенка, которые вам не очень нравятся. А пока наслаждайтесь тем, какой он есть сейчас.

Что должен уметь делать ребенок к семимесячному возрасту?

Именно в этом возрасте он научится координировать свои способности к восприятию (то есть использование зрения, осязания и слуха) и улучшающуюся моторику, что приведет к развитию таких навыков, как захват, переворот, сидение и, возможно, даже ползание.

Ниже перечисляются некоторые другие навыки, которыми овладевает ребенок в этом возрасте.

Моторика

  • Переворачивается в обе стороны (с живота на спину и со спины на живот).
  • Сидит, опираясь на руки, а затем и без опоры.
  • Удерживает вес своего тела, опираясь на ноги.
  • Протягивает одну руку, чтобы взять предмет.
  • Перекладывает предмет из руки в руку.
  • Использует захват пальцами (не пинцетный захват).

Зрение

  • Развивается полностью цветовое зрение.
  • Улучшается зрение вдаль.
  • Улучшается способность следить за движущимися предметами.
  • Речь.
  • Реагирует на свое имя.
  • Начинает реагировать на слово «нет».
  • Различает эмоции по интонации.
  • Реагирует на звук, издавая звуки.
  • Использует голос для выражения радости или недовольства.
  • Произносит цепочки согласных звуков.

Когнитивное развитие

  • Находит частично спрятанный предмет.
  • Исследует окружающее пространство с помощью рук и рта.
  • Упорно тянется к тем предметам, которые не может достать.

Социальное и эмоциональное развитие

  • Любит играть с другими людьми.
  • Интересуется отражениями в зеркале.
  • Реагирует на выражение эмоций другими людьми и часто испытывает радость.

Наблюдение за развитием ребенка

Поскольку развитие каждого ребенка имеет свои особенности, невозможно точно сказать, когда и ка-ким образом ваш ребенок освоит тот или иной навык. Описанные этапы развития дадут вам общее представление об изменениях, которых можно ожидать, но не переживайте, если ваш ребенок разви-вается немного по-другому. Тем не менее, если вы заметите у своего ребенка любые из указанных ни-же признаков возможного отставания в развитии для данного возрастного диапазона, сообщите об этом педиатру:

  • Кажется очень скованным, мышцы напряжены.
  • Кажется слишком вялым, как тряпичная кукла.
  • Голова по-прежнему откидывается назад при подтягивании за руки в сидячее положение.
  • Протягивает только одну руку, чтобы взять предмет.
  • Не любит объятия.
  • Не проявляет привязанности к человеку, который за ним ухаживает.
  • Не любит находиться в кругу людей.
  • Один или оба глаза постоянно смотрят вовнутрь или наружу.
  • Постоянное слезотечение, выделения из глаз или чувствительность к свету.
  • Не реагирует на звуки, раздающиеся вокруг.
  • С трудом подносит предметы ко рту.
  • К четырем месяцам не поворачивает голову, чтобы определить, откуда раздаются звуки.
  • К пяти месяцам не переворачивается в какую-либо сторону (с живота на спину или со спины на живот).
  • После пяти месяцев ребенка невозможно утешить ночью.
  • К пяти месяцам отсутствует спонтанная улыбка.
  • К шести месяцам не может сидеть с поддержкой.
  • К шести месяцам не смеется и не визжит.
  • К шести-семи месяцам не пытается активно дотянуться до предметов.
  • К семи месяцам не следит за предметами обоими глазами на небольшом (30 см) и большом (180 см) расстоянии.
  • К семи месяцам неспособен удерживать некоторый вес, опираясь на ноги.
  • К семи месяцам не пытается привлечь внимание, совершая какие-либо действия.
  • К восьми месяцам не гулит.
  • К восьми месяцам не проявляет интереса к игре «ку-ку».

Картотека рекомендаций

Подпишитесь на рассылку