8-12 месяцев

В период с восьми до двенадцати месяцев ваш ребенок будет становиться все более подвижным, а новые умения впечатлят и заставят поволноваться вас обоих. Благодаря способности перемещаться из одного места в другое у вашего ребенка появится приятное чувство власти и контроля — первое настоящее ощущение физической независимости.
Когнитивное развитие
Социальное и эмоциональное развитие
Ключевые вехи развития

Восьмимесячный ребенок весьма любопытен, но в то же время у него очень низкая устойчивость внимания, поэтому он быстро переключается с одного вида деятельности на другой. С одной игрушкой он будет играть не более двух-трех минут, а затем займется чем-то другим. К двенадцати месяцам с очень интересной игрушкой ребенок, возможно, будет готов играть уже на протяжении целых пятнадцати минут, но большую часть времени он по-прежнему будет постоянно находиться в движении и не следует ожидать от него чего-то другого.

Как это ни парадоксально, в этом возрасте детей приводят в восторг самые обычные предметы домашнего обихода: деревянные ложки, картонные коробки для яиц и пластмассовые контейнеры всевозможных форм и размеров. Особый интерес у вашего ребенка будут вызывать вещи, лишь немного отличающиеся от уже знакомых ему предметов: если ему надоело играть с коробкой из-под овсянки, вы можете оживить его интерес, положив в коробку мячик или привязав к ней веревочку, чтобы ее можно было возить за собой по полу. Такие небольшие изменения помогут ему научиться замечать, чем знакомый предмет отличается от незнакомого. Лучше всего предложить ребенку предметы и игрушки, которые помогают ему постепенно расширять кругозор. 

Как только он научится ползать, он отправится на поиски новых предметов, которые можно будет покорить. Он будет копаться в выдвижных ящиках, опустошать корзины для мусора, рыться в кухонных шкафах и проводить замысловатые эксперименты со всем, что найдет. (Следите за тем, чтобы в доступе у ребенка были только безопасные предметы, и приглядывайте за ним, когда он с ними играет).  Ребенку никогда не надоест ронять, катать, бросать, окунать в воду или размахивать предметами, чтобы выяснить, как они будут себя вести. Вам это может показаться бесцельной игрой, но ребенок таким образом узнает, как устроен мир. Как настоящий ученый, он наблюдает за свойствами предметов и на основании своих наблюдений формирует представления о форме (некоторые предметы можно катать, а другие нет), фактуре (предметы могут быть шероховатыми, мягкими или гладкими) и размере (некоторые предметы можно положить внутрь других). Он даже начнет понимать, что некоторые предметы съедобны, а другие нет, хотя по-прежнему будет все тащить в рот, просто чтобы удостовериться.

Постоянные наблюдения на протяжении этих месяцев также помогут ребенку понять, что предметы продолжают существовать, даже когда он их не видит. Это так называемый принцип постоянства объектов. Если вы спрячете игрушку под шарфом, восьмимесячный ребенок поднимет шарф и будет искать под ним игрушку (тремя месяцами ранее от него нельзя было ожидать такой реакции). Но если вы попробуете спрятать игрушку под шарфом, а затем уберете ее оттуда, пока ребенок не видит, ваш восьмимесячный малыш будет озадачен. К десяти месяцам он будет настолько уверен в том, что игрушка по-прежнему существует, что он продолжит ее поиски. Чтобы помочь ребенку в понимании принципа постоянства объектов, играйте с ним в прятки («ку-ку»). Переключаясь с одной разновидности этой игры на другую, вы сможете поддерживать его интерес почти бесконечно.

Ближе к году ребенок начнет понимать, что у предметов есть не только названия, но и определенные функции. Вы станете свидетелем того, как это новое знание будет вплетаться в его игру в виде самой начальной формы фантазии. Так, вместо того чтобы обращаться с игрушечным телефоном как с интересным предметом, который можно погрызть и которым можно стучать по полу, ребенок поднесет трубку к уху, поскольку он видел, как это делали вы. Поощряйте такие важные для развития игры, предлагая малышу соответствующий «реквизит» (расческу, зубную щетку, чашку или ложку), а во время «представления» играйте роль восторженного зрителя.

В эти месяцы вам иногда может казаться, что ваш малыш ведет себя как два разных ребенка. Один из них — открытый, нежный и общительный с вами. Но есть и другой — тревожный, цепляющийся за вас и легко пугающийся в присутствии незнакомых людей или предметов. Посторонние могут вам сказать, что ваш ребенок пуглив или робок, потому что вы его балуете, но не слушайте их. Такие разные модели поведения ребенка никак не связаны с вами или вашими методами воспитания: они объясняются тем, что в этом возрасте ребенок впервые начинает видеть разницу между знакомыми и незнакомыми ситуациями. Предсказуемая тревожность ребенка в этот период наоборот свидетельствует о здоровых отношениях между вами.

Примерно в этом же возрасте ваш малыш начнет значительно больше переживать, расставаясь с вами. Это первые проявления страха разлуки. Поскольку ребенок начинает понимать, что каждый предмет уникален и постоянен, он также осознает, что мама — одна. У ребенка в этом возрасте еще очень плохо развито чувство времени, поэтому он не сможет понять, когда вы вернетесь. Когда малыш немного подрастет, его воспоминания о времени, проведенном с вами в прошлом, будут утешать его во время ваших отлучек, и он сможет предвкушать воссоединение с вами. Но сейчас ребенок живет только настоящим, поэтому каждый раз, когда он теряет вас из виду (даже когда вы просто уходите в другую комнату), он беспокоится и плачет. Когда вы оставляете ребенка с кем-то другим, он может плакать еще более горько. Вечером малыш не захочет расставаться с вами и идти спать, а потом он, возможно, будет просыпаться в поисках вас среди ночи. 

Своего пика он обычно достигает в период между десятью и восемнадцатью месяцами, а затем постепенно сходит на нет к концу второго года. Этот этап эмоционального развития вашего ребенка будет сопровождаться особенно нежными отношениями между вами, но иногда это будет вас тяготить. В любом случае помните, что желание ребенка быть с вами — это признак его привязанности к его первой и самой сильной любви, то есть к вам. С другой стороны, вас может угнетать это постоянное висение на вас. Но постарайтесь сглаживать остроту ваших расставаний. В этом вам помогут приведенные ниже рекомендации:

  • Страх разлуки проявляется особенно ярко, когда ребенок устал, голоден или болен. Если вам нужно уйти, лучше это делать после того, как ребенок поспал и поел.
  • Позаботьтесь о том, чтобы остающийся с ребенком взрослый отвлек его внимание (дал новую игрушку, подвел к зеркалу). Затем попрощайтесь и быстро выйдите.
  • Помните, что слезы прекратятся в течение нескольких минут после вашего ухода. Эти потоки слез предназначены для вас, чтобы убедить вас остаться. Как только вы скроетесь из виду, ребенок вскоре переключит внимание на оставшегося с ним человека.
  • Научите малыша легче справляться с разлукой с помощью коротких тренировок дома. Расставание легче дается ребенку, если он сам его инициирует, поэтому, когда он уползает в другую комнату (безопасную для него), не идите сразу же за ним, а подождите пару минут. Когда вам нужно сходить в другую комнату на несколько секунд, скажите ребенку, куда вы идете и что вы вернетесь. Постепенно он поймет, что во время вашего отсутствия не происходит ничего страшного, а также (и это не менее важно) что вы всегда возвращаетесь, когда обещаете вернуться.
  • Если вы отводите ребенка домой к няне или в ясли, не уходите сразу. Проведите несколько минут, играя с ним в новой обстановке. Когда же вы соберетесь уходить, заверьте ребенка, что вы вернетесь за ним позже.

Не возмущайтесь, если ребенок не хочет вас от себя отпускать в эти месяцы, а постарайтесь сохранить позитивный настрой и относиться к малышу как можно теплее. Своими действиями вы учите его, как демонстрировать свою любовь и отвечать взаимностью.

Вы с самого начала считали своего ребенка уникальной личностью, имеющей особенные черты характера и предпочтения. Однако сам ребенок имел лишь смутное представление о себе как об отдельной от вас личности. Но сейчас его чувство собственного «я» начинает расцветать. Постепенно ваш ребенок начнет осознавать, что и вы — отдельный от него человек.

С течением месяцев ваш ребенок будет становиться все более уверенным в себе и будет спокойнее реагировать на встречи с незнакомыми людьми и на ваши уходы. Он также станет более настойчивым. Сейчас он все чаще будет требовать, чтобы все делалось так, как хочет он. Поэтому не удивляйтесь, если он начнет отказываться от определенных блюд или предметов, которые вы ему предложите.

Также ваш ребенок может начать бояться предметов или ситуаций, на которые раньше реагировал спокойно. В этом возрасте распространена боязнь темноты, грома и громких бытовых приборов, например, пылесосов. Пока единственный выход — устранить их источник, насколько это возможно: включайте в комнате ночник или пылесосьте, когда малыша нет поблизости. А когда вы не можете отгородить ребенка от чего-то пугающего, старайтесь предвосхищать его реакцию и будьте рядом, чтобы поддержать его. Утешьте его, но при этом сами сохраняйте спокойствие, чтобы ребенок понял, что вы не боитесь. Если вы будете успокаивать его каждый раз, когда он слышит удар грома или гул самолета в небе, его страх постепенно утихнет, и в подобных ситуациях ребенку будет достаточно лишь посмотреть на вас, чтобы почувствовать себя в безопасности.

Что должен уметь делать ребенок к двенадцатимесячному возрасту?

Ниже перечисляются некоторые другие навыки, которыми овладевает ребенок в этом возрасте.

Крупная моторика

  • Садится без помощи
  • Ползает по-пластунски, отталкиваясь руками и ногами
  • Встает на четвереньки
  • Ползает на четвереньках, опираясь на кисти и колени
  • Из положения сидя встает на четвереньки или ложится на живот
  • Встает у опоры
  • Ходит, держась за мебель
  • Недолго стоит без опоры
  • Может пройти два-три шага без поддержки

Мелкая моторика

  • Использует пинцетный захват.
  • Ударяет двумя кубиками друг о друга.
  • Складывает предметы в емкость.
  • Достает предметы из емкости.
  • Добровольно выпускает предметы из рук.
  • Указывает на предметы указательным пальцем.
  • Рисует каляки-маляки.

Речь

  • Уделяет все больше внимания речи.
  • Реагирует на простые словесные просьбы.
  • Реагирует на слово «нет».
  • Использует простые жесты, например качает головой в знак отрицания.
  • Лепечет, меняя интонацию.
  • Говорит «папа» и «мама».
  • Использует восклицания, такие как «ой!».
  • Пытается имитировать слова.

Когнитивное развитие

  • Исследует предметы различными способами (трясет, ударяет, бросает, роняет).
  • Легко находит спрятанные предметы.
  • Смотрит на правильную картинку, когда взрослый произносит соответствующее слово.
  • Имитирует жесты.
  • Начинает правильно использовать предметы (пьет из чашки, расчесывает волосы, набирает номер на телефоне, подносит трубку к уху).

Социальное и эмоциональное развитие

  • Застенчив или тревожен в присутствии незнакомых людей.
  • Плачет, когда мама или папа уходит.
  • Во время игр любит имитировать действия людей.
  • Отдает предпочтение определенным людям и игрушкам.
  • Проверяет реакцию родителей на свои действия во время кормления (Что вы сделаете, если он откажется есть какой-то продукт?).
  • Проверяет реакцию родителей на свое поведение (Что вы сделаете, если он заплачет после вашего ухода из комнаты?).
  • В некоторых ситуациях может испытывать страх.
  • Предпочитает мать и/или регулярно заботящегося о нем взрослого всем другим людям.
  • Повторяет звуки или жесты для привлечения внимания.
  • Самостоятельно ест руками.
  • Вытягивает руку или ногу, помогая взрослым себя одеть.

Наблюдение за развитием ребенка

Развитие каждого ребенка имеет свои особенности, поэтому невозможно точно сказать, когда ваш ребенок освоит тот или иной навык. Хотя описанные здесь этапы развития дадут вам общее пред-ставление об изменениях, которых можно ожидать по мере взросления вашего ребенка, не следует переживать, если он развивается немного по-другому. Тем не менее, если вы заметите у своего ре-бенка любые из указанных ниже признаков возможного отставания в развитии для возрастного диапа-зона от восьми до двенадцати месяцев, сообщите об этом педиатру:

  • Не ползает.
  • Волочит одну сторону тела во время ползания (на протяжении более чем одного месяца).
  • Не стоит с поддержкой.
  • Не ищет предметы, которые прячут у него на виду.
  • Не говорит отдельные слова («мама» или «папа»).
  • Не учится использовать жесты, такие как махание рукой или качание головой.
  • Не указывает на предметы или картинки.

Картотека рекомендаций

Подпишитесь на рассылку