1,5 года

В программе с февраля 2017

Есть какие-то службы ранней помощи. Например, около нашего дома был центр. Я все ждала, когда нам исполнится полтора года, чтобы мы могли пойти. И за месяц до этого их расформировали. Я не раз слышала от подруг, что-то тут, то там закрывают центры. Или приводишь ребенка в полтора года, а тебе говорят: специалистов нет, приводите в три.
1 Старт программы

Старт программы

  • занятия с реабилитологом
  • родители Киры научились делать детский массаж

Таисия живет в Москве, ей полтора года, и у нее синдром Дауна. Ее мама София рада любой помощи, поэтому согласилась не раздумывая, когда специалисты Центра лечебной педагогики предложили принять участие в программе «Уверенное начало». София говорит, что для малышей до полутора лет как минимум, а чаще до 3-х лет системную, разноплановую и профессиональную помощь, чтобы и дефектология, и психология, и кинезиология, найти достаточно сложно.

«Приводишь ребенка в полтора года, а тебе говорят: специалистов нет, приводите в три»

«Есть какие-то службы ранней помощи. Например, около нашего дома был центр. Я все ждала, когда нам исполнится полтора года, чтобы мы могли пойти. И за месяц до этого их расформировали. Я не раз слышала от подруг, что-то тут, то там закрывают центры. Или приводишь ребенка в полтора года, а тебе говорят: специалистов нет, приводите в три», - рассказывает София.

Первые несколько визитов Анна, консультант программы «Уверенное начало» не столько занималась, сколько была рядом с ребенком. Присматривалась к девочке, играла с ней. Такой подход помог Таисии привыкнуть к новому человеку, относиться к нему не как к врачу, а как к другу, уверена София. Она вспоминает, что уже на третье или четвертое занятие дочка встала с ее колен и пошла к Анне. Важна для мамы и возможность заниматься дома. Во-первых, дети с особенностями развития часто болеют, и в центре, среди других малышей, большая вероятность заразиться, а значит, выпасть из процесса реабилитации. Кроме того, в домашних условиях, когда все вокруг привычно, у ребенка возникает чувство защищенности.

По словам Софии, самая необычная сторона этой программы – то, что родитель выступает заказчиком. Именно он ставит цели перед консультантом, потому что как никто другой видит, что сейчас нужно его ребенку в физическом плане, в интеллектуальном или в навыках самообслуживания. Консультант, исходя из насущных потребностей конкретного ребенка, выстраивает программу и находит необычные пути решения. Проблемы самые разные. У Таисии отстает крупная моторика. Она боялась ходить, потому что не держала равновесие. Анна придумала завязать от стены до стены параллельно друг другу веревочки, чтобы, держась за них, девочка ходила по образовавшемуся коридору. С одной стороны, это все-таки опора и у Таи не возникает страха упасть, с другой стороны, на веревки невозможно опереться так твердо, чтобы не было потребности самостоятельно удерживать равновесие. Через некоторое время Тая бросила импровизированные поручни и смело зашагала сама.

Еще одна проблема, которую помог решить консультант, связана с навыками самообслуживания. Тая ела, пила и бросала приборы на пол. Все мамины попытки исправить ситуацию результатов не приносили, ложки и чашки все равно летели на паркет. Анна предложила использовать простой поднос, на который девочка после приема пищи должна ставить приборы, своего рода точка завершения действия. Это то, что Екатерина Клочкова называет «вовлечением вмешательства в процесс домашних рутин». Мама София иногда даже не понимает, консультант просто играет с ребенком или помогает решить очередную проблему, настолько все связано.

Анна придумала вовлекать маленькую Таисию в небольшие театрализованные представления по мотивам детских сказок, причем так, чтобы ребенок исполнял сразу несколько ролей. Если бы в любой другой ситуации Софии предложили разыгрывать с дочкой театр, она скорее всего бы отказалась. Разве это помощь? Сказки своему ребенку она и сама может рассказать. Но ее позиция такова, что специалисту виднее, она доверилась и поразилась результату: такие упражнения затронули эмоциональную сферу и заставили ребенка осознавать суть того, что происходит. Если раньше Тая безучастно слушала, то теперь сама рассказывает маме про Курочку Рябу и Колобка. Для Софии получать обратную связь от ребенка – это большая победа.

Фото: Евгения Жуланова

Источник: Электронный журнал «Филантроп»

Картотека рекомендаций

Подпишитесь на рассылку